Ненужная бумажка. О перспективах перехода на электронные ПТС

8 Июня 2018
0

Кому нужен электронный паспорт автомобиля, в котором даже не прописаны данные владельца? Вернее, в онлайн-версии ПТС эти данные, конечно, будут, только собственник ограничится доступом исключительно к усечённой версии документа.

Совсем недолго осталось ждать, когда электронные ПТС начнут вытеснять бумажные. Уже с 1 июля этого года автопроизводители и таможня должны перестать работать по-старинке, а новоиспечённые владельцы машин вместо четырёхстраничной синей книжечки, в которой указаны все данные на автомобиль, а также предыдущие собственники, получат краткую выписку из электронного паспорта транспортного средства.

Что представляет собой электронный ПТС?

В онлайн-документ помимо привычного списка сведений об автомобиле (VIN, марка, модель, цвета, мощность и тип двигателя, год выпуска и страна производства), будет включена очень интересная и полезная информация. Например, сколько человек или компаний владело автомобилем до вас, какими видами страхования (КАСКО/ОСАГО) пользовались владельцы, попадала ли машина в ДТП и какие повреждения там получала, проходил ли собственник техобслуживание у официальных дилеров и какие поломки были выявлены во время ТО. Ну и наконец, конечно же, будут сведения о нахождении автомобиля в залоге у банка. Для покупателей поддержанных машин – это целый кладезь безумно ценной информации. Потенциальный покупатель наверняка откажется от приобретения автомобиля, который с 2014 года перестал посещать дилерский сервис, а в 2015-м попал в аварию, где был разбит весь перед машины и «повело» стойки кузова. И пусть пробег при этом был совсем небольшой. Однако, о такой прозрачности нам остаётся только мечтать.

Ограниченный доступ

Разработчики документа о введении электронных паспортов на автомобили решили, что доступ к полной версии документа может потребоваться только представителям налоговой службы и сотрудникам полиции и силовых ведомств. А вот собственник машины сможет получить лишь укороченную выписку из электронного документа. В ней будут прописаны VIN машины, её марка и категория, цвет и год производства, номера кузова, шасси и «движка», тип мотора, его мощность и объем, экокласс, предельная масса автомобиля, а также территория, на которой его можно зарегистрировать. Согласитесь, набор сведений не сильно вдохновляет.

Из краткой выписки владельца невозможно даже узнать месяц выпуска автомобиля с конвейера. А согласитесь, существует большая разница между машиной, изготовленной в январе или декабре одного и того же года. Как минимум, от этого будет зависеть цена транспортного средства. Конечно, в действующих сейчас бумажных паспортах на автомобиль также нет такой информации, но сведения легко получить исходя из даты оформления ПТС. В электронном варианте этого документа эти данные станут недоступны для будущего владельца автомобиля.

Аналогичная история и с государством-производителем машины. В выписке подобные сведения также не предусмотрены, а значит владельцы настоящих «японцев» или «американцев» не смогут получить ценовое преимущество – где доказательства?

Проблема также может возникнуть с идентификацией владельца транспортного средства. Наличие на руках выписки из электронного ПТС совершенно не гарантирует, что перед вами действительный собственник автомобиля, ведь в распечатке информация о владельце не значится. 

Кроме того, в отличие от бумажной версии паспорта машины покупатель не сможет достоверно узнать, кто владел автомобилем до него. Так что история автомобиля будет покрыта завесой тайны. Правда, в ГИБДД обещают создать сервис, позволяющий проверять количество собственников машины. Ну хоть что-то...

Другие трудности

Идея с электронными паспортам вообще-то неплохая, ведь поместить в документ можно всё что угодно. Это и сведения о ДТП, и выплаты по ОСАГО или КАСКО, и информация о кредите, и ограничения на продажу по решению суда. Тогда никакие мошенники не смогут вмешаться в сделку по купле-продаже автомобиля. К тому же не придётся хранить дома важный документ, который может потеряться или попасть в руки злоумышленникам. Впрочем, большинство автовладельцев всё равно будут некомфортно себя чувствовать без привычной бумажной версии ПТС. Да и вопросов к системе пока хватает. В частности, не найдутся ли люди, ответственные за внесение сведений в онлайн-документ, которые за определённое вознаграждение будут готовы подкорректировать «нужную» информацию в электронном ПТС? Чтобы люди доверяли новой системе, нужно доказать, что она максимально безопасна.

Ещё одна проблема может возникнуть у желающих воспользоваться автокредитом. Дело в том, что банки обычно оставляют ПТС у себя до момента полного погашения кредита, чтобы уберечься от риска внезапной продажи машины, находящейся в залоге у финансовой организации, без её одобрения. Если клиент не предоставляет ПТС, заёмные деньги выдаются ему под гораздо больший процент. И вот теперь вводят электронные паспорта автомобиля, которые явно не могут быть для банка гарантом безопасности сделки. Так что, вероятно, взять кредит на машину станет роскошью. Впрочем, систему можно усовершенствовать, чтобы устранить вышеназванные проблемы. Надеемся, что именно этим и занимались разработчики весь последний год, на который был отложен запуск проекта.

Что ждёт автовладельцев 1 июля 2018 года?

Если с новыми автомобилям всё предельно ясно: машинам, сошедшим впервые с конвейера, бумажный ПТС просто не оформят, то как быть с автовладельцами, у которых на руках имеется действующий техпаспорт на бумаге? Переживать не стоит – переход на электронный документооборот намечается плавным.

Действующие бумажные паспорта на автомобиль можно не менять вплоть до окончания срока эксплуатации машины. Однако, если потребуется замена документа (из-за отсутствия места для записи нового владельца или по причине утери), то бумажный ПТС вам уже не выдадут.

Кстати, бумажный паспорт автомобиля у вас заберут и в том случае, если вы решите обзавестись электронным аналогом просто по собственному желанию. Услуга не бесплатная – 600 рублей (против 800 рублей за оформление документа на бумаге).

Хочется надеяться, что введение электронных ПТС сделает жизнь автовладельцев удобнее, а мошенничества на авторынке сведёт на нет. Однако впереди длительная «обкатка» системы. Это означает, что многие водители будут сталкиваться с разнообразными техническими трудностями, поэтому мы советуем по возможности не спешить с заменой бумажного ПТС на электронный.


Комментарии
Нет комментариев

Оставьте свой комментарий
Вопросы-ответы:
Сдал все экзамены в автошколе в 2010 г. Все документы есть. Могу сейчас сдать экзамен...
Обучался в ДОСААФ. Сдал теорию в ГИБДД, а практику не успел-забрали в армию. Скольк...
Что нужно знать и куда мне обратиться, чтобв получить права катекгории М на скутер...
Наши инструкторы:
Инструкторы на авто с МКПП
(механической коробкой передач)
  • 0/5
  • 1 год
  • Опыт 1 год
Мотоцикл: Театральная
  • 4/5
  • 35 лет
  • Опыт 9 лет
Авто: Ford Focus АКПП
Инструкторы на авто с АКПП
(автоматической коробкой передач)
  • 4.5/5
  • 57 лет
  • Опыт 5 лет
Авто: Nissan Tiida АКПП
  • 4.7/5
  • 50 лет
  • Опыт 14 лет
Авто: Skoda Karoq АКПП
Инструкторы на мотоцикле
  • 0/5
  • 1 год
  • Опыт 1 год
Мотоцикл: Фили
  • 0/5
  • 1 год
  • Опыт 1 год
Мотоцикл: Комсомольская
Наши адреса:
Последние статьи в блоге:
Если срок действия вашего водительского удостове...
Проверьте, нужно ли вам пересдавать на права. Соглас...
С 1 апреля расширится перечень оснований для отказа в д...
X
X