Руль: правый vs левый

1 Сентября 2017
0

Вы никогда не задавались вопросом: почему в одних странах руль находится справа, а в других – слева? Есть ли разница между управлением правым и левым рулём? И запретят ли в России «чужаков» автомобильного мира? Попробуем ответить на эти вопросы.

 

Правила право- и левостороннего движения уже не одно десятилетие доставляют неудобства производителям автомобилей, да и самим водителям, которые вынуждены в отпуске или командировке ездить по непривычной стороне дороги. Однако, как нетрудно догадаться, правостороннее движение ничем не лучше левостороннего, главное, чтобы под него были адаптированы машины и инфраструктура. Впрочем, и на наших дорогах любителей «прулей» хватает. Владельцы «праворуких» автомобилей в один голос утверждают, что лучше ездить на надежных, качественных и долговечных машинах, чем пересаживаться на отечественное... (фразу заканчивать не будем, дабы не обидеть российский «АвтоВАЗ»). По их мнению, положение руля никак не влияет на степень безопасности движения – это всего лишь вопрос привычки. Но если две схемы движения одинаково хороши (или одинаково плохи), как же тогда осуществлялся выбор в каждой стране? Неужели просто кто-то кидал жребий?

Виноваты лошади

Традиции левостороннего и правостороннего движения сложились задолго до появления машин. Это автомобилистам нет принципиальной разницы, какими боками разъезжаться. Но сотни лет назад основным средством передвижения была лошадь, а вот для всадника или управляющего повозкой кучера разница колоссальная. Большинство людей – правши, поэтому оружие или кнут предпочитали держать в правой руке. Именно из-за этого всадники, опасаясь нападения, предпочитали расходиться правыми боками. А кучерам было сподручнее ехать слева, чтобы у кнута было меньше шансов зацепить идущих по обочине прохожих. Исходя из этого, левостороннее движение более объяснимо. Тогда почему 72% всех дорог в мире правосторонние?

Ряд историков считает, что во всем виноваты многоконные упряжки, где кучер сидел не на карете или повозке, а непосредственно на одной из лошадей. Наиболее удобная позиция была на левой задней лошади, однако в этом случае кучер не очень хорошо чувствовал габариты экипажа, разъезжаясь со встречными повозками. Вот почему громоздкие экипажи знати и тяжелые грузовые телеги, с которыми столкнуться было черевато, начали держаться правой стороны. Со временем правосторонняя схема движения была официально закреплена во многих странах. В России, например, 5 февраля 1752 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, где было четко сказано, что держаться надо правой стороны. Кстати, в этом же документе была затронута и тема скорости: «не ездить слишком шибко». Франция формально стала праворульной в 1789 году. Считается, что именно она принесла такую схему движения в Европу. Напротив, Англия решила укоренить в стране левостороннее движение. В 1753 году был выпущен билль, согласно которому при движении по Лондонскому мосту нужно было двигаться слева. Так и произошёл раскол на тех, кто прав, и тех, кто лев (ну или неправ :) ).

Большинство бывших британских колоний, разбросанных по всему миру, после обретения независимости решило ничего не менять в системе дорожного движения. Однако некоторые страны перешли в «правостороннюю веру». Кто-то в знак протеста, другие из меркантильных соображений – когда тебя окружают страны с правосторонним движением, то логично тоже стать правосторонним. Но были и обратные случаи: так, например, бывшая немецкая колония Самоа, где при прокладке дорог вводилось привычное немцам правостороннее движение, в 2009 году переметнулась на другую сторону. Машины на острова удобнее возить из Австралии и Новой Зеландии, где они в абсолютном большинстве «праворукие». Там даже был объявлен двухдневный национальный праздник для того, чтобы жители привыкли к этим изменениям. Но самый интересный опыт по смене схемы движения имела Швеция. 3 сентября 1967 года там произошёл так называемый День «H» (от шведского Hogertrafik – правостороннее движение), когда буквально за несколько минут все машины королевства переехали на противоположную сторону дороги и снова продолжили движение.

 

Руль или «пруль»

Одно время автомобилисты, особенно дальневосточные, были очень обеспокоены возможным запретом машин с правым рулём якобы по причине их небезопасности. Действительно, существует ряд особенностей «леворуких» машин, но к ним реально приспособиться, и разницы в управлении не будет. Во-первых, при посадке справа могут возникнуть определенные сложности при обгонах. Но если установить систему зеркал или повесить камеру для контроля обстановки по левому борту, то проблема будет решена. Во-вторых, изначально фары японских автомобилей светят немного влево, ведь на дорогах с левосторонним движением (например, в Японии или Великобритании) обочина находится именно слева, а не справа. В российских условиях такие фары освещают не обочину, а встречные автомобили. Однако свет легко перенастроить в сервисе.

Зато плюсов у «прулей» хоть отбавляй, считают их владельцы. В первую очередь, они обычно стоят дешевле своих европейских аналогов, даже несмотря на введенные высокие пошлины на ввоз. Во-вторых, качество и надежность японских автомобилей для внутреннего рынка выше, чем у «японцев» для Европы и Америки. На совесть оцинкованный и окрашенный кузов машин не ржавеет десятилетиями. Моторы японцы до сих пор предпочитают атмосферные, а «автоматы» – гидромеханические.  К тому же, оснащение праворульных автомобилей, как правило, очень богатое. Среднестатистический японский потребитель более требователен к опциям и внутренней отделке, чем европеец. По некоторым данным, праворульные машины составляют более 95% дальневосточных городов. Там даже шутят, что в этом регионе далее велосипеды праворульные.

Однако последнее десятилетие государство старается ограничить использование «праворуких» автомобилей в России. До середины 2000-х годов двум отечественным сборщикам легковушек («АвтоВАЗу» и ГАЗу) вполне хватало спроса в европейской части страны. Но доходы населения росли, и народ постепенно пересаживался с «Жигулей» на японцев и немцев, пусть и б/у-шных. И тогда встал вопрос о защите отечественного производителя, и правительство пошло на протекционистские меры, попросту подняв ввозные пошлины на 30%. Оставаясь прекрасными, иномарки как с правым, так и с левым рулем, потеряли важнейшее преимущество – доступность. 

В обозримом будущем праворульные машины запрещать не будут, какие бы слухи об этом ни ходили. Владельцев «прулей» в России насчитывается, по меньшей мере, полтора миллиона человек. И власти понимают, что лишать в одночасье такое количество людей их средств передвижения, – просто глупо.

 

Так что, владельцы «праворуких» машин, водите без опаски, но аккуратно.

Комментарии
Нет комментариев

Оставьте свой комментарий
Вопросы-ответы:
Сдал все экзамены в автошколе в 2010 г. Все документы есть. Могу сейчас сдать экзамен...
Обучался в ДОСААФ. Сдал теорию в ГИБДД, а практику не успел-забрали в армию. Скольк...
Что нужно знать и куда мне обратиться, чтобв получить права катекгории М на скутер...
Наши инструкторы:
Инструкторы на авто с МКПП
(механической коробкой передач)
  • 0/5
  • 1 год
  • Опыт 1 год
Мотоцикл: Театральная
  • 4/5
  • 35 лет
  • Опыт 9 лет
Авто: Ford Focus АКПП
Инструкторы на авто с АКПП
(автоматической коробкой передач)
  • 4.5/5
  • 57 лет
  • Опыт 5 лет
Авто: Nissan Tiida АКПП
  • 4.7/5
  • 50 лет
  • Опыт 14 лет
Авто: Skoda Karoq АКПП
Инструкторы на мотоцикле
  • 0/5
  • 1 год
  • Опыт 1 год
Мотоцикл: Фили
  • 0/5
  • 1 год
  • Опыт 1 год
Мотоцикл: Комсомольская
Наши адреса:
Последние статьи в блоге:
Если срок действия вашего водительского удостове...
Проверьте, нужно ли вам пересдавать на права. Соглас...
С 1 апреля расширится перечень оснований для отказа в д...
X
X