Какими бывают опасные грузы

Для начала определимся, что представляет собой опасный груз? Уже в самом названии заложено, что это такие вещества или материалы, которые в силу своих физико-химических свойств несут серьёзную угрозу человеку или окружающей среде, в частности, могут причинить вред здоровью или даже стать причиной экологической катастрофы. Для перевозки таких грузов необходимо соблюдать специальные условия хранения и транспортировать согласно соответствующим нормативно-правовым актам.
Основной документ, который лёг в основу внутрироссийских стандартов и правил перевозки опасных грузов, - это Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). В некоторых местах встречается английский перевод – Accord Dangereuses Route (ADR), поэтому его также неплохо запомнить. ДОПОГ был разработан Экономической комиссией ООН ещё в далёком 1957 году. Его поддержали все страны-члены Евросоюза, а в 1994 года к ним присоединилась и Россия. Здесь можно найти и базовый список опасных грузов, разрешённых к перевозке, и правила по их упаковке, маркировке и транспортировке, которые обязаны соблюдать перевозчики.
По требованиям ГОСТ 19433-88 все опасные грузы были разделены на 9 классов.
1 класс – вещества с взрывчатыми свойствами;
2 класс – газы под давлением;
3 класс – быстровоспламеняющиеся виды жидкостей;
4 класс – быстровоспламеняющиеся твердые вещества;
5 класс – жидкости и предметы с содержанием окислителей;
6 класс – вещества и предметы, обладающие токсическим и биологическим действием;
7 класс – предметы, представляющие радиационную опасность;
8 класс – химически опасные продукты;
9 класс – вещества и материалы, представляющие собой относительно малую опасность.
Нетрудно догадаться, что транспортировать опасные грузы можно только на основании специальных разрешений. В России их выдаёт Ростехнадзор, который согласовывает маршрут поездки так, чтобы он проходил в максимально малолюдных местах. И уж тем более в объезд парков, заповедников и мест культурно-исторического наследия. Чтобы, если всё-таки произойдёт авария, жертв и материального ущерба было как можно меньше. Водителю, транспортирующему опасные грузы, необходимо иметь при себе определённый список документов, где, в том числе указано, какие меры предпринять, если аварийная ситуация всё же произошла.
После того, как разрешение на перевозку получено, сотрудники транспортной компании должны нанести определённую маркировку на контейнеры с опасными грузами, а на автомобиль повесить специальные информирующие знаки. К самому транспортному средству также предъявляются немалые требования. Так, например, в нём обязательно должен присутствовать противооткатный упор, а тормозная система должна быть с повышенной износостойкостью.
А что, если опасные грузы автомобилист перевозит в личных целях? Можно так? Или нужно получать разрешение Ростехнадзора, согласовывать маршрут поездки и обклеивать машину специальными опознавательными знаками?
Наверняка многие из вас удивятся: какие опасные грузы могут понадобиться в личных целях, если ты не террорист, конечно? :) А что скажете о газовом баллоне с пропаном? Между прочим, второй класс опасности, номер 1978 по классификации ООН. Однако в Европейском соглашении по перевозке опасных грузов прописано, что транспортировку ограниченного количества подобных веществ на одном автомобиле можно засчитывать за перевозку неопасного груза, а значит, спецправила на неё не действуют. Сразу оговоримся, ограниченное количество – это такое, которое не несёт серьёзной угрозы для человека и окружающей среды. Нормативные количества прописаны для каждого типа опасных грузов. Например, для пропана максимум без документов ДОПОГ составляет 333 литра, или 6 баллонов вместимостью 50 литров. Однако, есть грузы, которые опасны даже в самом минимальном количестве. Да и зачем вам в личном пользовании понадобился радиоактивный уран? Подозрительно, не правда ли?